В январе 2020 года прошла встреча исполняющего обязанности МИД РФ Сергея Лаврова и министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова. По итогам переговоров из пресс-центра поступила информация, что обсуждалось получение миграционной амнистии от России для граждан Узбекистана. По мнению юристов, в настоящий момент рассматривается вступление республики в таможенный союз и поэтому иностранцы из этой страны могут рассчитывать на определённые преимущества, одно из них – это отмена патента, являющегося нагрузкой для узбеков, которые хотят работать в России. Но если говорить про процедуру амнистии, то, скорее всего, её проведут не в полном объёме.
Возьмём сходную практику по трудовым мигрантам из Молдавии и Киргизии, легализация которых проведена в 2019 году. По соглашению президенты стран подписали единичные акты. В основном они включали формулировки по запретам на въезд, то есть касались двух и более штрафов или нарушения режима прибывания по правилу 90/180 – именно такие граждане попадали под легализацию и им разрешали въезд в Российскую Федерацию. Поэтому проект закона по амнистии для узбекистанцев разработают, скорее всего, по похожей схеме. Например, это не будет касаться административных выдворений на 5 и 10 лет или депортации на 10 лет, а также иных нарушений по законодательству.
Когда обычно происходит такая процедура? Возьмём пример Киргизии, для граждан которой амнистию провели в 2019 году – тогда она проходила перед личной встречей глав государства. По информации Коммерсанта, официальный визит президента Узбекистана в Россию будет в первой половине лета. То есть если подобную программу решат согласовать, то это может произойти в преддверии переговоров лидеров стран или после их окончания. Будут подписаны стратегические документы и соглашения, возможно, среди них будет и легализация.
Таким образом, по предыдущему опыту других стран – маловероятно, что это будет широкомасштабный законопроект. Скорее речь пойдёт о заключении единичного акта, что будет предшествовать встрече президентов РФ и Узбекистана в начале лета 2020 года или будет подписан после ее завершения. Как будет на самом деле, какой будет приказ, и согласуют ли его вообще – этот вопрос остаётся открытым.